Недавно мне довелось послушать блюз. Произошло это в кафе «Аризона», что на ул. Комсомольской, пригласил меня туда один из организаторов вечера Павел Браславский, а играли блюзовую программу группа ВИО и гитарист Николай Григорьев.
Блюз, возникший в негритянской среде Юга Соединенных Штатов, стал вокально-инструментальной формой, в которой текст и музыка были неотделимы друг от друга; слова и музыкальная партия (главным образом, гцтары или губной гармошки) переплетены тесно, а в чисто инструментальных версиях блюза инструмент как бы воспроизводит и вокальную партию. Пели же негры, главным образом, о страданиях и несчастьях, сопровождавших жизнь недавних рабов, но страдание это было окрашено особым колоритом: мрачная тоска переплеталась со своеобразным юмором, скорбь одиночества — с воспоминанием о наслажде- нии. «Я смеюсь, чтобы не заплакать…» Ну, и музыка… А. П. Чехов говорил: «… та тонкая, едва уловимая красота человеческого горя, которую умеет передавать, кажется, одна только музыка». Не о блюзе ли это сказано?
Но все меняется. Блюзовые мелодии становились темами для импровизаций джазовых ансамблей, тексты становились проще. Да и о каком страдании можно петь в конце нашего века, когда негры США завоевали все мыслимые свободы? Разве что о страданиях неразделенной любви… Но музыка блюза, давшая’начало и року, и джазу, волнует до сих пор. И музыка эта самодостаточна для нашего слушателя, английский текст, как правило, не воспринимающего, но блюзовый «пульс» чувствующего прекрасно…
Блюзовый вечер в «Аризоне» удался. Ансамбль ВИО (это название, кстати, ничего не означает, пока, во всяком случае) — Владимир Демьянов, Дмитрий Худяков, Виктор Тутаров, Евгений Ринкевич, Михаил Васильев, Роман Имашев — показали искреннюю эмоциональность и неплохой профессионализм: хороший вокал, плотные гитарные соло, страстные всплески губной гармоники. Улыбки на лицах музыкантов не были дежурными: чувствовалось, что эту музыку они любят. Минут 30 сидевшие за столиками просто слушали, забыв о возможности потанцевать, но потом зазвучал рок-н-ролл, и все встало на свои места.
После перерыва играл Николай Григорьев, играл великолепно! Банальная фраза: «гитара — как оркестр». Но именно так прозвучал первый блюз, сыгранный Николаем. Он может сыграть на гитаре все, но главное — он может безошибочно выбрать из всех своих возможностей те, что необходимы именно для данного произведения, данного вечера. Сюрприз же, который Николай обещал мне перед началом концерта, заключался в появлении на сцене певицы, которой я до того не слышал: Маши Суворовой. Ее кумир — Джэнис Джоплин, соответственно и поет Маша репертуар Джоплин: «Лето», «Черепаховый блюз»… Сначала ей аккомпанировал Николай Григорьев, потом присоединились музыканты ВИО. Мне понравился дебют Маши, понравились атмосфера в зале, взаимопонимание, установившееся между музыкантами и слушателями.
Владимир Демьянов, лидер группы ВИО, сказал мне, что есть у них программа с блюзами на русском языке, у которых слова и музыка написаны самими музыкантами. Блюз по-русски — это очень интересно. Надеюсь услышать эту программу группы в будущем.
Конечно, мало у нас в Екатеринбурге мест, где можно посидеть с друзьями за столиком, слушая джаз или блюз. В Москве, Петербурге, Новосибирске их гораздо больше, чем а нашей «третьей столице». Говорят, в январе на улице Высоцкого откроется ресторан с хорошим названием: «Бульвар-блюз», а директор его обещает, что джаз там будет звучать постоянно. Я с нетерпением жду его открытая!